После того, как Моше Сильман совершил самоссожение на вчерашней демонстрации в Тель Авиве, премьер-министр дал указание разобраться и, я думаю, разберутся. Желающих теперь найдётся достаточно, и журналисты, и оппозиция, и жаждущая подправить потрёпаную репутацию прокуратура. Моше это поможет едва ли, он получил ожоги, несовместимые с жизнью. И даже, если медицинские светила совместят эти ожоги с жизнью, ну её к чёрту, такую жизнь. Хочется надеяться, что помогут хотя бы тысячам других, попавшим в аналогичную ситуацию.
...Это чисто израильская история. О том, как государство разорило преуспевающего человека и стёрло его в порошок. Оно сделало с ним то же самое, что пытается сделать и со мной, и со многими многими другими. Только я не даю ему себя ухватить. Но нет ничего, о чём говорит сейчас пресса в связи с историей Моше Сильмана и чего бы та же Служба нац. страхования не делала мне.
...У человека был бизнес, нормальный работающий бизнес. Грузовики для перевозок, 4 штуки. Один большой и 3 маленьких. Человек платил налоги. Не так, как я, огрызаясь и торгуясь, а просто платил. В какой-то год переплатил лишних 10,000 шекелей службе нац. страхования, в следующий год остался должен ей 15,000 . Предлагает вернуть ему 10 и заплатить всё или заплатить 5 (разницу) и не возвращать. В конце концов, заплатил 5, но разницу ему не возвращают и требуют ещё 10. Мол, вернём, как только, так сразу. Принеси бумажку с подписью налогового управления, а без бумажки нельзя. А в налоговом забастовка. Мужику посылают повестки по старому адресу, он их не получает, но потом приезжают по новому (знают, оказывается) и арестовывают самый большой грузовик. Хотя и самого маленького хватило бы, чтобы перекрыть этот мнимый "долг" троекратно. Когда налоговая кончает бастовать и выдаёт, наконец, бумажку, начинается забастовка в службе нац. страхования. А потом от Моше потребовали денег за то, что арестованный грузовик кантовался почти 3 месяца (пока бастовали) на казёной площадке. А бизнес уже (без главного грузовика) трещал по швам и этих денег немедленно не нашлось. Грузовик продали с молотка вдвое дешевле рыночной стоимости, заплатили за стоянку, адвокатам, издержки, банку и хозяину не осталось ни копейки. Ему пришлось платить репарации за отмены заказов. Чтобы вернуться на рынок, мужик продал квартиру, но рынок уже был схвачен другими и, после судов, репапаций, ареста грузовика, заказчики не хотели связываться с Сильманом. Деньги и грузовики ушли за 5 лет прозябания и назначили Моше Сильману (некогда имевшему миллионые обороты) пенсию в 2500 шекелей. "Квартирных" денег (помощь на съём) не дали, т.к. квартира у него когда-то была. Прожить на 2500 шекелей можно впроголодь, если не снимать жилья. Но где тогда жить? Вчера Моше Сильман поджёг себя во время демонстрации в Тель Авиве.
... Это чисто израильская история. Самое страшное в ней, что такое может случиться с каждым, кто занимается здесь бизнесом. С теми, кто работает, скажем, во вневедомственной охране, подобное случиться не может. Когда я был охранником, умудрялся ещё и пописывать в газетки, получать гонорары, крутя при этом какие-то мелкие бизнесы... И люди моего круга, решившие тяжелее работать, чтобы лучше жить, всё чаще задаются вопросом: "А лучше ли мы живём, намного тяжелее работая? И если с государством не получается по честному, а по нечестному - это вечный страх попасть под раздачу, не лучше ли пойти вахтёром, засесть в ешиве, поступить на попечение соц. службам, вытащить липовую инвалидность, но не заниматься созидательным трудом и платить налоги". А есть те, которые просто уезжают или постепенно перемещают свои дела за границу.
...Я знаю, что многие соотечественники обвинят меня в очернительстве. Имя им легион, восхищающимся единственным демократическим государством на Ближнем Востоке, ругающим арабов и хвалящим рыночные реформы. Большая часть легиона как раз и работает во вневедомственной охране.
...И они, разумеется, скажут, те, кому всегда есть, что сказать. Что у Моше были проблемы с психикой, что самосожжение - крайний шаг, свидетельствующий о душевном недуге. Что куча людей обманывает ту же службу нац. страхования, вот те и бдят. И на этот раз немножечко перебздели. Что к движению социального протеста примазалась куча популистов и плохо замаскированых леваков. И всё это, конечно, правда, но вся ли это правда? Виноват ли хозяин грузовиков, что Фатма и Махбуба, являясь пятой и шестой жёнами Махмуда, "делают" службу нац. страхования на сотни тысяч, разыгрывая матерей-одиночек? И сколько человеческих трагедий не дошли до самосожжений, а стали лишь ешё одними невидимыми миру слезами? Сколько здесь растоптаных и разорёных? Не арабами, своим государством?

"Я пришёл к тебе из тех стран, где затоптаны в песок осколки мечты." - пел Максим Леонидов по возвращении из Израиля. Моше Сильман уже никогда ни к кому не придёт. Его, кажись, доканала эта чисто израильская история.