В Киеве события разворачиваются очень похоже на осень 1991 года в Душанбе. Вот и памятник дедушке Ленину уронили. Реально митинги в Душанбе осенью 1991 года были прелюдией к последовавшей вслед за этим гражданской войне. На самом деле, общего много, страна разделена по регионам, накал страстей высок, внешние силы вмешиваются. Но имеется одно существенное различие - в Таджикистане было достаточно людей, которые вышли на площадь за действующую власть. Даже в столице, количество людей на обеих площадях было примерно равным. Здесь очень мощный перевес в количестве на стороне оппозиции.

Сейчас в Душанбе уже никто этого не помнит, но в 1991 году в домах работало паровое отопление и была горячая вода. Газ давали не на 3 часа в сутки, просто был газ. И электричество веерно не отключали. Молодые таджики удивятся, но троллейбусы ходили каждые 15 минут по любому из 14 маршрутов (Их было 14). Нет, не по любому. По основным они ходили каждые 5. Я много могу рассказывать о том, что было. И о том, чего не было. Не было миллиона изгнаников-рабов. Но в конце 1992 года в результате боевых действий пришёл Рахмон и правительство, ориентированное на Россию. Люди встречали правительство Рахмона с восторгом, никто не думал о чём-то плохом. Да и не думалось как-то. Если при исламистах националистах есть вода, холодная и горячая, троллейбусы, автобусы, газ, свет, базары торгуют, порядок на улицах в основном поддерживается, почему это всё должно исчезнуть при пророссийской власти, которой будет помогать и советовать Москва. Но всё исчезло, а порядок сменили кровавая вакханалия и бандитский беспредел. Люди забывают цифры, но на момент воцарения Рахмона погибших в гражданской войне было около пятнадцати тысяч, большинство - в резне в Курган Тюбе и Вахшской долине. Всего в этой войне погибло более 100 тысяч человек, основная масса уже при Рахмоне.

Я помню логику этих самых исламистов националистов. Они видели бюджет и ломали головы, как залатать дыры. Нет, не все там были бессеребрянниками, отнюдь. Но они говорили: "Из бюджета берут, крадут, имеется взяточничество. Это уже имеется, причём ни один год. Но раньше это крали коммунисты, теперь будем мы. Раньше идеологическое наполнение было коммунистическим, теперь нашим. Раньше документы писали по-русски и суды, лекции, концерты шли по-русски же, теперь на фарси, с новой символикой. Но людей, знающих оба языка, достаточно, не проблема перевести." Как-то так мы все рассуждали, я хорошо это помню.

У тех, кто пришёл на смену, подход был иным. "Вот есть бюджет, его идеально взять и положить в карман. Желательно, весь. Но весь нельзя, свергнут. Поэтому надо продумать с кем по-минимуму надо поделиться, чтобы усидеть."

При таком подходе в одночасье обрушилось всё. Тут говорят о приватизации, но приватизации, при всей её пакостности и коррупции, подразумевала хотя бы какое-то формальное приобретение прав собственности. В Таджикистане собственность захватывалась боевиками. Я помню рассуждение рахмонских боевиков, "купивших" нашу квартиру за тысячу долларов: "Мы можем, конечно, вас убить, но это даст повод бугру приебаться, на те же бабки нас раскрутит. С понтом дела ментов пошлёт. А так, до израильского посольства в Ташкенте вам доехать хватит."

Все эти годы в Таджикистане с нуля рождались новые старые структуры. Я слышал, очередь восстановить ТЭЦ уже приближается. Постепенно новая власть учила основы политэкономии. Что налоги должны откуда-то поступать, что сами по себе деньги - бумага. Нужно, чтобы была возможность на эти деньги лечиться, заниматься бизнесом, учить детей, развлекаться. Для этого нужны хоть какие-то специалисты, им нужно создать хоть какие-то условия. Что международное сообщество требует поддержания институтов и порядка. Что боевиков надо структуризировать в армию и полицию, чтобы мочилово не длилось вечно.

О чём это я? О том, что дело не в ориентации, политической или половой. Ориентироваться можно на Россию, Европу, Китай, Буркина Фасо. Дело в том, что из себя представляет та или иная элита. Янукович - не Рахмон, отнюдь нет. Но уголовное прошлое даёт о себе знать нынешней власти. Природу не изменишь.

А народ уже задолбался жить "по поняткам". Он хочет жить по понятному, по закону. Проблема России в том, что чекистская только верхушка. Основные элиты с тех же нар, что и Янукович. Тот же самый принцип, как попиздить всё и откупиться по-минимуму от проблем. И если возникает угроза оскудения кормовой базы, надо искать, кого подоить. Кого опустить. Что попилить. У кого отнять. И взгляды невольно направляются туда, где можно поживиться, но не надо бояться гнева или выборов там. Украинцы в России не голосуют. Когда я написал о том, что у нынешнего российского официоза нет пряников, одни кнуты, мне резонно объяснили: "Никого не колышет государственный интерес, только карман. А дать пряник, значит, оторвать от себя. Кнут дать легче и дешевле."

Пассивность потенциальных сторонников Януковича объясняется тем, что их затрахали все. И они не хотят выходить на площадь. Если не будет выхода, они выйдут за того же Януковича. Поэтому цель нынешней власти не оставить им выхода. Под "майдан" могут и задержать зарплаты, и поморозить восточные регионы. Тем более, казна всё равно пуста.

Но таджикский сценарий кажется мне маловероятным. Потому что у Украины просто нет опции на гражданскую войну. Потому что народ самоорганизовался и в состоянии поддерживать порядок. Потому что даже восточные регионы не рвутся в пасынки восточного соседа. И, наконец, потому, что прошло достаточно времени, чтобы увидеть, что стало с теми, кто попал под влияние России. У тех, кто вошёл в Евросоюз тоже не всё в шоколаде, но лучше быть греческим гастарбайтером в Берлине, чем таджикским в Москве.