Религиозный сектор нашего поселения захлестнула волна разводов. Они и раньше бывали, но тут пошёл какой-то совсем уж девятый вал. И несколько равинов попросили нас провести тихую проверку причин. И о результатах доложить. Причём, разрешили об этом и писать, но только по-русски и только в этом блоге.

Почему попросили именно нас? Во-первых, потому что мы знаем поселение. Во-вторых, нам легко собрать статистику. Когда разводятся, делят имущество, а значит, часто продают или хотя бы оценивают квартиру. А в-третьих, мы люди светские. Ответы: "Грешат, потому что Боженьку не боятся!" равинов не устраивают. Так они и сами могут всё объяснить. И объясняют. Но для внутреннего пользовния нужна правда. Голая правда без отмазок.

Наша проверка выявила следующее. Раньше религиозный сектор жил по схеме: муж учит Тору или имеет свободную профессию, жена - учительница или воспитательница. Редкие женщины работали в других сферах, причём, тоже в религиозной среде. Но количество учительских и воспитательских мест ограничено, а кушать хочется всегда. Идти в уборщицы, сиделки или на кассу за минимальную зарплату - не привлекает. А тут ещё кризис экономический грянул. И не все "встроились в вывих рынка". Дождаться, когда уйдёт на пенсию какая-нибудь грымза и освободит вожделенное учительское место, могут не все - тем более, если начинают звонить из банка. А муж должен учить Тору, это святое.

В ультраортодоксальном секторе проблему нехватки учительских мест решают просто. Когда становится тесно, инициируется раскол, отделившаяся секта создаёт свои садики и школы и получает финансирование от Минпроса. Обычно расколы идут по принципу: "Они недостаточно богобоязнены и благодетельны, плохие они, уйдём мы от них." Поэтому ультраортодоксы всё фанатеют и фанатеют, кое-где уже даже надевают паранджу. Наше поселение населяют религиозные сионисты, у нас расколы не в чести. Поэтому хочешь-не хочешь, надо искать работу вне поселения. А где? Израиль переживает сейчас острую нехватку медперсонала. Поэтому на самых выгодных условиях открываются группы по подготовке медсестёр, зарплаты предлагаются неплохие, а за ночные дежурства полагается двойной коэффициент.

И многие религиозные поселенки переквалифицировались в медсестёр. А в этой профессии уже 20 лет сильно преобладают русскоязычные. Нельзя сказать, что религиозные и русскоязычные живут на разных планетах. Но тесное общение происходит нечасто. А что располагает к тесному общению более, чем длинные совместные ночные дежурства. Русскоязычные медсёстры обычно светские, но они не исчадия ада, а отзывчивые и добрые женщины. И у нх свои семьи, своя жизнь. И начинается сравнение: а что у неё, а что у меня. Не то, чтобы сразу обрушился мир наших поселенок, но рушатся стереотипы. Раньше им говорили, что все светские русскоязычные женщины развратны, теперь они видят, что кто-то да, кто-то нет. Чаще нет, чем да. И что по приезду в Израиль мужья этих женщин пошли работать на заводы, чтобы дать им выучиться на медсестёр (тогда не было льготных программ). А потом как-то устраивались и пробивались сами, когда уже не было опасности звонка из банка. И что зачастую именно эта благодарность мужьям за самопожертвование удерживает женщин от сомнительных приключений или романов на стороне. Причём удерживает крепче религиозных догм. Профессия медсестры и ночные дежурства очень облегчают заведение романов для тех, кто этого хочет. И тут, о чудо, о открытие, выясняется, что не все русские светские этого хотят. Или хотят, но не делают. Или хотят и делают, иногда по взаимному согласию или даже вместе с мужьями.

Но главное здесь не в том, кто что делает или не делает. Катарсис наступает от понимания того факта, что "наличие выбора и отсутствие страха не обязательно означает плохой выбор". А всё религиозное воспитание упрощёно сводится к двум постулатам:

1) Мы, религиозные, няши, а светские - бяки и развратники.
2) Происходит это потому, что мы Бога боимся, а они в Него не верят. А мы-то знаем, что если быть бякой и развратничать, Боженька покарает, в аду на сковородку посадит. А если убрать костыли страха перед адом, большинство людей споткнётся и упадёт. Потому что человеческая природа эгоистична, и только боязнь Высшей силы побуждает нас поступать по совести, даже в ущерб своим "хочукам".

Рушит дома и миры не зависть к машинам и квартирам русских коллег. Рушит их понимание того факта, что в значительном количестве случаев людьми могут двигать другие чувства, кроме страха. Вполне положительные чувства.

На самом деле, всё рационально. Желание человека быть хорошим, быть уважаемым, любимым, нравиться - вполне эгоистично. Больше, чем денег, удобств, наслаждений, власти обычный человек желает именно любви или хотя бы уважения. Не будь этого, рухнул бы порядок вещей, мы не женились бы и не рожали детей, а ходили к проституткам за механическим физиологическим удовлетворением. Но религозное воспитание изначально полагает человека животным, а Закон Божий - единственным сдерживающим фактором. И многие женщины начинают задаваться вопросом: "Как получается, что наши мужья, которых мы содержим (или миримся с их низкими доходами), чтобы те учили Тору, смотрят в книгу и видят фигу. Не получается ли, что за установленной мужчинами же общественной нормой "муж должен учиться, жена должна работать" скрывается вполне эгоистичное нежелание горбатиться и выкладываться. Не более ли нравствены и любящи мужья наших русских коллег."

Конечно, не всё так одноплоскостно, есть и другие причины. Но присутствует сильная статистическая кореляция между "супруги разводятся" и "жена работает в светской образованой русскоязычной среде". Причём, среди тех, кто работает в русскоязычной, но необразованой среде (на простых работах), подобной кореляции нет. Наше объяснение: на таких работах у русскоязычных проблемы с ивритом, они не могут говорить свободно на любые темы и выражать любые мысли, а те, кто хорошо знают иврит - не создают критической массы и долго на этих работах не задерживаются. Но вывод из результатов проверки я делаю такой:

Виртуальные миры, построенные на исходно ложных постлатах, всегда угрожают рухнуть. Поэтому любое построение должно стоять на правде. Даже искренее заблуждение лучше умышленой лжи.

А о сферах применения этого моего вывода решайте сами.