Вхождение партии "Наш Дом Израиль" в коалицию Нетаниягу и получение её лидером Либерманом поста министра обороны могло стать настоящим триумфом для этой партии, её лидера и всей русскоязычной общины. Но не успел триумфатор примерить лавры, случился конфуз. Из партии ушла Орли Леви-Абуксис, второй номер в списке. "Такая сякая сбежала из дворца, такая сякая обидела отца". Правда, не собственного отца, тот уже не с нами. Покойный Давид Леви, отец Орли, мог бы научить политическим трюкам не только Либермана, но и самого Нетаниягу. Но партийного вождя и учителя Орли таки-да обидела. За что? На протяжении последних лет Орли с постоянством римлянина Катона Старшего и его "Карфаген должен быть разрушен!" говорила: "На первую квартиру молодым семьям необходимо выдавать ипотеку 90 процентов!" Она поставила на карту свою политическую карьеру, не претендовала на полагающийся ей министерский пост, она не покинула Либермана, когда от него отвернулись все и просила только этого, только одного. Чтобы непременным условием вхождения в коалицию было введение этой 90-процентной ипотеки.
И я скажу просто, Орли права. Оппоненты иногда упрекают меня, что лезу в геополитические сферы и меряюсь письками с высоколобыми аналитиками. "Не твоего, холопского ума дело мудрые планы и многоходовки Лучезарного Гения," - говорят мои оппоненты. Но есть одна сфера, где я могу сказать любому аналитику: "Заткнись!" Сфера эта - недвижимость. Недвижимость это мой хлеб и мои булочки. Всё, что я имею, получено на операциях с недвижимостью. А то, чего я не имею - недополучено из-за того, что я не решился на некоторые операции. Про рынок недвижимости я знаю очень много. И всё, что я знаю, говорит мне - 90 процентов ипотеки на первую квартиру являются решением нынешнего кризиса. И пусть не говорят, что это вызовет новый виток роста цен. Я знаю, и те, кто это говорят, знают, что надо делать для предотвращения витка. Они же ввели этот механизм при выдаче ипотек выходцам из Эфиопии и не было никаких витков. Просто лоби подрядчиков, банкиров и крупных инвесторов в недвижимость не сидит сложа руки и ложится грудью на амбразуры, чтобы не допустить закона Орли. Но Либерман тоже умеет грудью на амбразуру. За своё место министра обороны он чуть Нетаниягу не порвал. Но получив это место, забыл обо всём,что может помешать ему заветное место занять. По другим вопросам, как выяснилось, грудь узка или амбразура велика. За что-то иное кого-то злить он не будет. И в этом весь Либерман. Он просто никого не видит и не слышит, кроме себя. Его не интересуют ни друзья, ни враги. Но если козням врагов он вынужден уделять время и силы, иначе ж уроют, с друзьями растаётся легко и без лишних угрызений.
Во время коалиционных переговоров время идёт быстро и думать некогда. Это те самые мгновения из песни, которые раздают "кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие". И я не знаю, каким министром обороны будет Либерман и будет ли он им вообще (после ухода Орли все карты снова смешало). Знаю другое - русскоязычная община Израиля должа искать себе другого лидера. Потому что именно детям из русскоязычных семей критически, катастрофически не хватает этих ипотек. Не купив жилья, им, образованым, двуязычным (а часто и трёхязычным), умным, инициативным будет легко уехать из Израиля. Тем более, за океаном знают цену мозгам. И там есть удобные ипотеки.
Либермана часто сравнивают с Путиным и ему импонирует это сравнение. Они оба делают ставки на железо, количество и качество оружия. И они оба не понимают того, что понимал Давид Леви, отец Орли. Он понимал, что благоустроенные дома у каждой семьи, хорошие дороги, доступное образование и здравоохранение - намного более грозное оружие. Поэтому именно он, Давид Леви, долго был непререкаемым лидером "марокканской" общины Израиля. И до сих пор она живёт его идеями. Были мгновения, когда над Давидом Леви смеялась вся страна, когда его ненавидели. Но он никогда не уступил в главном, ни разу. Именно поэтому террористы, получив задание убить израильского политика, выбрали его. Во время теракта в день выборов в Бейт Шеане Давид Леви уцелел, но 6ыли ранены его сыновья, братья Орли. Кстати, министры Кахлон и Кац тоже это понимают. И их кнутом не загонишь в минобороны или в МИД. Давид Леви же и в МИДе больше занимался делами внутренними, типа программы "шикум шхунот" - "расширение квартир".
У меня накопилось много критики в адрес нынешнего министра обороны Буги Аялона. Но при всей этой критике, я полагаю, он может продолжать работать. Не настолько он плох, чтобы дело не могло потерпеть до выборов. А вот упорядочивание жилищного рынка не может ждать не минуты. И это главный вызов сейчас, в это мгновение. И да, без Орли и так небольшие шансы, что я проголосую за партию НДИ (Наш Дом Израиль) приближаются теперь к нулю. А жаль, у Либермана было целое мгновение убедить меня и таких, как я. Но увы.