Стою сейчас на балконе отеля на Мёртвом море и гляжу на огни на иорданской территории. Вчера весь день был на севере страны, мотался вдоль ливанской и сирийской границ.
У нас очень маленькая страна и очень красивая. И тем более надо её оберегать, другой у нас нет. Регион сложный, но это колыбель нашей истории. Здесь, совсем недалеко, в Кумране, нашли древние списки Торы, которым уже две тысячи лет. И написаны они на том иврите, на котором мы говорим. Над нашей гостиницей крепость Масада, это наша Брестская крепость. Её обороняли от римлян до конца, когда уже был захвачен Иерусалим. А когда осадные машины протаранили крепостные стены, евреи предпочли совершить акт коллективного самоубийства, но не сдаться на милость врагу. Чуть дальше на север Иерихон, первый город, в который мы вошли, перейдя Иордан и войдя в Ханаан. И звуки иерихонских труб разрушили, по легенде, крепостные стены. И по этой же легенде, единственной поддержавшей израильтян из жителей Иерихона была знаменитая иерихонская блудница, считающаяся теперь чуть ли не праведницей. А непосредственно на дне Мёртвого моря лежит Сдом, точнее его руины. Помните историю Содома и Гоморы? И вот спрашивается, действительно ли тот самый грех, которым страдали жители Содома и Гоморы, ну этот, пропаганда которого среди несовершеннолетних запрещена в России законом, настолько хуже того, что делала иерихонская блудница, что ту чуть ли не возвеличивают, а этим опаньки. Кстати, город Иерихон существует и сейчас, и там даже есть блудницы. Правда, арабские.
На самом деле, Всевышний наказал Содом и Гомору за извращение правосудия, за т. н. содомские законы. Мужеложество в Торе считается грехом, при этом Тора не запрещает анальный секс с женщиной (по согласию, разумеется) и нет однозначного запрета на лесбийские отношения. Однако, если кто-то мужеложеством занимается - это (согласно Торе, у многих светских иное мнение) его личный грех. Кто-то грешит, а кто-то не грешит. Но вот если есть закон: "Отдавайте своих сыновей и дочерей на забаву толпе или гостям", - то тут нет выбора. Иерихонская блудница сама выбрала профессию и это её выбор. Дети Содома и Гоморы ничего не выбирали сами.
Но последней каплей, переполнившей чашу Божьего терпения в Содоме и Гоморе была даже не тема принудительного проституирования детей. Там был ещё один интересный закон. Если у кого-то нет денег, еды, неурожай и он помирает с голоду, то пусть умрёт. Помогать запрещено, каждый за себя. Тому, кто помог умирающему с голода - смертная казнь. И были в Содоме две подруги. Одна умирала с голоду, а у второй всё было хорошо. Умирающая попросила о помощи. Тогда сытая подруга сказала ей, чтобы та принесла к источнику большой кувшин воды и тайно наполнила его мукОй. Кто-то увидел, донёс, добрую подругу казнили. И это, а не сексуальные привычки жителей Содома, стало последней каплей, переполнившей чашу Божьего терпения.
Я делю законы на три очень условных типа:
1) "Порок" запрещён, "добродетель" разрешена (порок и добродетель здесь в понимаемом авраамическими религиями смысле, поэтому кавычки)
2) Какие-то "пороки" и "добродетели" разрешены (в Скандинавии, например, проституция легальна, гомосексуальные браки признаются). На самом деле, когда речь идёт о понятиях спорных, такие законы вполне легитимны. Ни один закон не разрешает убивать, грабить, насиловать. А серая зона - свобода выбора.
3) "Добродетель" запрещена, а "порок" разрешён. Вот тут есть проблема. Такими были содомские законы. Беда в таких законах в том, что совершение диких вещей становится даже не выбором, а обязательным. Тут уже не свобода выбора, тут обязательность совершения зла. Отдать на издевательства своего ребёнка -зло. Не помочь голодному - зло. И если ты там живёшь, ты обязан это делать. Законы там такие.
Я вывез отдохнуть на Мёртвое море группу пожилых людей из поселения, в основном репатриантов. Эти люди детьми пережили фашистское нашествие. Это было самое большое зло, которое знала наша планета. И одним из самых страшных проявлений этого зла были нюренбергские расовые законы. Законы, ограничивающие евреев в работе, личной жизни, пользовании транспортом, даже скамейками. Эти законы были приняты до войны, но когда принимаются подобные законы - война лишь вопрос времени.
Это очень странное место, Мёртвое море. Даже не тем, что наша гостиница стоит на самой низкой точке в мире. Даже не сверхсолёной водой, в которой нет рыб и в которой невозможно ни утонуть, ни уцелеть, но она целебна и лечебна. Просто смотришь вокруг, на голые безжизненые скалы, на пустыню, на крепость Масада (Мецада), на водную гладь. По идее, это должно быть страшным местом. Но оно совсем не страшное, в оазисе вокруг гостиниц столько жизни и света, на пляжах куча людей, смеются дети, носятся машины, поднимает туристов к крепости фуникулёр. Здесь очень хорошо, очень красиво, здесь добрая аура. Даже вода в кране вкуснее, чем у нас в поселении. И я вот о чём подумал: жизнь побеждает смерть. Нормальная человеческая природа, может, не самая лучшая, побеждает дикие законы в большинстве случаев. Такое, как в Содоме, при Гитлере или Пол Поте - всё же редкость. И поэтому, как поёт Вакарчук, "надія є". Надежда, что с самого низкого места за последние четверть века, где человечество пребывает сейчас, мы поднимемся к новому возрождению.