Так получилось, что до недавнего времени из сериала "Слуга народа" про учителя Голобородько, ставшего президентом, я видел всего лишь несколько эпизодов. Полностью я посмотрел этот сериал в перерыве между турами украинских выборов. Вот лучше бы я этого не делал.
Когда я увидел Голобородько на велосипеде, едущего на работу в канцелярию Президента, у меня возникла ассоциация, от которой я хочу, но не могу убежать. Был уже один политик, который, будучи министром, приехал на первое заседание правительства вот так, на велосипеде. Потом, уже в должности главы государства, он использовал старое "Пежо", жил в хижине без кондиционера и с поломанным холодильником (потому что так жил тогда его народ), судил коррупционеров в народных судах и приговаривал их к труду. И за три года победил голод, воровство, безграмотность, эпидемии, остановил наступление пустыни, высадив миллионы деревьев, открыл сотни поликлиник и школ, добился равноправия женщин, несмотря на традиционный ислам и полностью избавил самую бедную страну Африки, его страну, от долгов МВФ. И сам жил на капитанское жалованье, а президентскую зарплату отдавал сиротам.
Этого человека звали Тома Санкара, лидер революции Буркина Фасо. Когда он погиб, мне было 15. Самый "тот" возраст. И если есть кто-то из известных людей, кто оказал влияние на становление моей личности, то это он. В молодости я был санкаристом. Я до сих пор помню его речи и зачастую руководствуюсь ими. Я до сих пор часто думаю о нём. Ему ведь донесли, что Блез Компаорэ, тогдашний министр юстиции и ближайший друг Санкара, готовит переворот и его убийство. И предложили арестовать Блеза. Но Санкара ответил им так: "Если это такой мир, где лучший друг поднимет на меня руку, то зачем мне жить в таком мире? Пусть меня убьют." И Блез его убил. Тот самый Блез, который несколько раз спасал его жизнь.
Я не знаю, известно ли Зеленскому имя Тома Санкара? Сможет ли он найти на карте Страну достойных людей (так переводится Буркина Фасо)? Навряд ли. В своей инагурационной речи он сказал "совершать невозможное" - украинская национальная идея. На самом деле, это была буркинийская идея, идея их революции. И санкаристы знают, что совершить невозможное возможно. Все остальные как раз думают, что нет. Но мы знаем и необходимое условие этого, его упомянул Санкара в одной из последних своих речей, за 3 месяца до гибели. Он как будто бы всё знал наперёд и прощался. Санкара сказал, что для того, чтобы невозможное получилось, надо отдать жизнь. Женщина из толпы спросила: "Как? Это обязательно?" И тут Санкара - атеист, марксист, сказал: "Это плата. Мироздание у тебя её (жизнь) всё равно заберёт. Когда ты совершишь то, что должен. То, что тебе предназначено."
Уже позднее я нашёл множество тайных смыслов в этих словах. Это действительно так. Есть дилемма, о которой сегодня напомнил мне Эль Мюрид: "Чтобы убить дракона нужно стать драконом!" Противостоя какому-нибудь Путину, сам приобретаешь его черты, как это случилось с Порошенко. Неумолимо, жестоко колесо Сансары, трудно обратить его вспять. Но "невозможное возможно", чтобы убить дракона, не став им и изменить всё вокруг, сломать проклятое колесо, нужно заплатить по ценнику Санкары, будь он неладен.
Инагурационная речь Зеленского произвела на меня сюрреалистическое впечатление. Я много разного видел на Земле, но такого ещё нет. Зеленский как бы играл своего героя, Голобородько. Кино наоборот. Он говорил людям: "Я такой как он, он это я! Смотрите!" И они смотрели. И они открыли рты от такого зрелища, мы сами офигели перед экранами. Он действительно будет играть его до конца. И он убьёт драконов, тех, что в Киеве и тех, что севернее, драконы не выживут. Даже погибнув, он убьёт их своей легендой, причём ещё быстрее.
И у меня перед глазами снова и снова Голобородько на велосипеде. Стиль Тома Санкара, мой стиль. Но я не меняю мир, я просто так живу, повергая в ужас свою московскую подругу полным равнодушием к престижному и статусному потреблению и желанием бродить по пустыне. Не оттого, что у меня чего-то там нет, а потому, что у меня быть этого не должно, ведь понтоваться плохо.
И мне, если честно, страшно за Зеленского. Мне кажется, что он интуитивно всё понимает и всё же лезет на рожон. Как Санкара, как Че Гевара, как Голобородько. И снова перед нами разворачивается реалити шоу, последний сезон "Слуги народа".
Только не кричите: "Распни его!", это слова из другой пьесы, хотя и с тем же сюжетом.
В общем, кушать подано! И зрелища в телевизоре.