Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
В это трудно поверить, но мне уже почти 40. "Земную жизнь пройдя до половины". Я ещё успел застать и запомнить пятижды героя Леонида Ильича, его длинную нудную речь на ХХVI съезде, бесконечную, как целина. Мне было семь лет, когда вводили войска в Афганистан (танки шли мимо нашего дома) и десять, когда Ярузельский давил "Солидарность" в Польше. И всё, что было потом, тоже помню. Четыре генсека, крушение строя, развал страны, гражданская война, эмиграция, Израиль, "мирный" процесс, именуемый "Осло", война "Осло", изгнание поселенцев из Гуш Катифа, вторая ливанская... Будучи молодым ещё человеком, с удивлением констатирую, что в мои "полжизни" вместилось столько событий, сколько раньше бы хватило на пару-тройку веков. Рустамыч рассматривает эту же ситуацию с другого ракурса, но выводы те же. За время нашей жизни пару раз круто изменился мир. И сегодня он меняется снова. Когда нам было 12 лет, мы тщились представить себе своё будущее - что с нами будет, где мы будем жить и каким будет мир? И ничего мы не угадали, да и фантасты попали пальцем в небо. Поэтому, сегодня писатели -фантасты не фантазируют будущее, они фантазируют прошлое. И лет через цать их версия о прошлом окончательно забьёт то, что было на самом деле, всё просто забудется. Ибо даже очевидцам трудно хранить в памяти столько событий. И когда окончательно забудется прошлое, оно повторится. Уже повторяется. И мир вспомнит и поймёт, что изменилась, в основном, технология. Люди почти не меняются, увы.

18.02.2012 в 19:02
Пишет  Рустамыч:

о долголетии
С этим научно-техническим прогрессом так быстро всё меняется, что человеку успевает прожить не одну, а несколько жизней. Теперь эпохи, общественные формации и отношения к средствам производства меняются прямо на его глазах. Да и сами эти средства производства за какие-то 50-60 лет поменялись так, как не менялись до этого несколько тысячелетий.
А раньше человек рождался в доме, построенном отцом, вырастал в нём, получал в наследство какую-нибудь мотыгу, всю жизнь ею пользовался и, умирая глубоким стариком, оставлял своим детям тот же дом и ту же мотыгу. Покупка новой рубашки или новых штанов была событием, перед которым нынче меркнет покупка нового самолёта или яхты. Я уж не говорю о каком-нибудь автомобиле — сейчас мы изначально, при покупке, думаем поездить на нём два-три года, а потом поменять.
А ведь ещё на моей памяти человек, обладающий наручными часами, пользовался особым почётом и уважением. И ему даже в голову не приходило их поменять когда-нибудь. Наоборот, предполагалось, что часы поменяют владельца, когда он состарится, а сын подрастёт.
Но не у всех счастливые сыновья с нетерпением могли ждать, когда же, наконец, родитель состарится — у некоторых не только наручных часов, но даже и одного будильника на всю семью не было и они просыпались на работу по заводскому гудку. А сейчас попробуешь кому-нибудь рассказать, что такое заводской гудок, так ведь тебе и не поверят. Так что психология людей меняется в ногу с техникой, а иногда и быстрее. Примером тому те же наручные часы. Когда появились первые электронные наручные часы, казалось, что дальше изобретать нечего и инженеры японских корпораций сосредоточились на продление жизни этих батареек для часов.
Тогда практически чуть ли не вся электроника делалась в Японии, а не в Китае, хоть в это теперь мне уже и самому трудно поверить. А из китайских товаров своего детства помню резиново-тряпочные кеды, термосы с павлинами, механические будильники и карманные фонарики. Причём, что интересно сегодня вспомнить — всё это было одного вида: скажешь «китайский фонарик» и все понимают, что речь идёт о продолговатом алюминиевом предмете с лампочкой и двумя большими круглыми батарейками внутри, а если называешь этот предмет без указания «китайский» значит это фонарик стальной, отечественный, с большой квадратной батарейкой. А кеды — это такая копеечная обувь была, предполагалась для уроков физкультуры. Но, благодаря бросовой цене, она, помимо детей, снискала очень большую популярность среди колхозников и опустившихся бродяг. Недавно мода на кеды неожиданно вернулась, но теперь они продаются уже в дорогих парижских магазинах по нескольку сотен евро.
Однако я начал рассказывать об удивительных по своему размеру батарейках для наручных часов. Вначале этой батарейки для часов хватало на год. Потом японские учёные поднапряглись и придумали батарейку, которой стало хватать на два года. Потом взлёт инженерной мысли позволил создать батарейку на пять лет. И вот как-то я читаю в каком-то журнале, в разделе об удивительных изобретениях, что удалось добиться такой батарейки, которая позволит часам непрерывно работать в течении двенадцати лет! И вот это как раз и было примером того, что психология людей и не простых даже, а продвинутых японских инженеров отстаёт от научно-технического прогресса. Они совсем не учли, что время настало другое, и никто теперь уже часов по двенадцать не носит.
Но вот уж где прогресс особенно наглядно обогнал людское мышление — это мобильные телефоны. Сейчас школьникам невдомёк — как вообще человек мог жить без мобильника. Отсутствие когда-то этого предмета им кажется настолько диким, что они просто представить себе не могут, что же это за человек был без телефона в кармане. Недавно одна школьница всё допытывалась, как мы вообще на улицу выходили, если телефонов, якобы, не было. Она не может мне поверить, что такое было возможно.
А ведь совсем недавно, когда эти мобильники только появились, картина была обратная. Все и я в том числе, удивлялись, зачем их, вообще, придумали, а первых обладателей этих аппаратов считали пижонами. Потребовалось несколько лет, чтобы люди, наконец, к ним привыкли.
Много десятилетий единственным носителем звука была виниловая пластинка, и невозможно было представить себе, что появится что-нибудь другой, но потом появились магнитофоны, сначала с катушками, потом с кассетами, потом они уступили место компакт-дискам, которые теперь тоже умирают на глазах нынешнего поколения — их легко заменила крошечная карта памяти.
И когда на твоей памяти всё новые и новые революционные предметы, изобретения и здания рождаются, мгновенно состариваются и умирают, уступая место другим, чувствуешь, что живёшь очень давно. Когда-то Фазиль Искандер написал, что если человек хочет поскорее почувствовать себя старым аксакалом, ему нужно посадить кипарис. Кипарисы очень быстро растут, и через несколько лет можете садиться с клюкой под огромным деревом, выращенным собственными руками.
А теперь человек не успеет из детства выйти — уже может себя чувствовать старым аксакалом — настолько вокруг всё поменялось. И без всякого кипариса.

URL записи

@темы: философское

Комментарии
18.02.2012 в 23:04

Веселый кладезь смешных и грязных...
А теперь ваще наступила странная пора! Мы уже не только не тщимся загадать, что с нами будет в ближайшие десять лет, но даже на ближайший год боимся загадывать. И всё время ждём каких-то радикальных перемен, причём не самых хороших.
19.02.2012 в 00:47

Там, где нет людей, постарайся быть человеком.
Рустамыч, один обещанный в этом году конец света чего стоит.
19.02.2012 в 07:46

Человек с ружьем, ну, если вспомнить, какой это по счету обещанный конец света, то дело это уже привычное :)
19.02.2012 в 07:49

Веселый кладезь смешных и грязных...
Человек с ружьем, Ага, при том, что теперь сулят его нам дружно наперебой все, кому не лень: астрологи и политологи, экономисты и экологи.